23.06.2015 года на заседании Пленума ВС РФ утверждено соответствующее постановление.

В частности, разъяснения касаются оценки добросовестности поведения сторон гражданских правоотношений. Например, Суд считает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе, в получении необходимой информации.

Кроме того, ВС РФ уточнил порядок применения в рамках гражданского законодательства обычая, указав, что подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда, засвидетельствованный ТПП РФ), так и существующий независимо от такой фиксации. При этом доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается.

Также ВС РФ подчеркнул, что если при принятии искового заявления суд придет к выводу, что избранный истцом способ защиты права (из перечня, предусмотренного ст. 12 ГК РФ) не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления.

При этом, согласно постановлению, применяя ст. 15 ГК РФ, суды должны учитывать, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если возмещение в меньшем размере не предусмотрено законом или договором. ВС РФ пришел к выводу, что по смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требований о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В данном случае размер убытков определяется судом с учетом обстоятельства дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Кроме того, ВС РФ считает целесообразным удовлетворять заявления об ограничении дееспособности гражданина, если будет установлено, что он должен содержать членов своей семьи, однако вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления алкоголем или наркотиками не оказывает им необходимой материальной помощи либо члены семьи вынуждены полностью или частично его содержать.

В постановлении содержатся разъяснения и в части защиты прав граждан при размещении его фотографий в Интернете. Так, установлено, что обнародование изображения гражданина и общедоступность такого изображения сами по себе не дают иным лицам права на свободное использование такого изображения без получения согласия изображенного лица. Исключение предусмотрено, если лицо является публичной фигурой, однако Суд считает необходимым получение согласия и от такого лица, если единственной целью обнародования и использования изображения является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли.

Что касается фотографий, сделанных в публичном месте, то они не будут являться основным объектом использования (требующим получения согласия), если в целом фотоснимок отображает информацию о проведенном публичном мероприятии, на котором он был сделан. При этом коллективные фотоснимки можно обнародовать и использовать без получения дополнительного согласия, если граждане очевидно выразили свое согласие на фотосъемку и не запретили ее обнародование. Однако изображение не должно содержать информацию о частной жизни лиц.

Также в постановлении разъяснены отдельные нормы о госрегистрации прав на имущество, о сделках, о решениях собраний, о представительстве и доверенности и т. д.

Источник: ГАРАНТ.РУ